Одной из наиболее остроумных фраз Джорджа Буша была "ось зла", подразумевающая Северную Корею, Иран и Ирак. Насколько злыми, или даже опасными, они действительно были, еще вопрос. ДА и мало они смахивали на ось: Иран и Ирак ненавидели друг друга. Северная Корея экспортировала ядерные ноу-хау, но не дальше Пакистана, предполагаемого американского союзника.
В последнее время появилось еще одно трио, связанное воедино неприязнью к Америке и доверием, основанным на росте доходов от экспорта энергоресурсов: "ось дизеля", как некоторые называют ее, подразумевая Россию, Иран и Венесуэлу. По крайней мере, до начала нынешнего финансового кризиса, трио успешно понимало друг друга. Россия продала оружия Венесуэле на миллиарды долларов и заблокировала попытки Запада наложить жесткие санкции на Иран. Кремль также продал иранцам системы ПВО.
Но в данном случае идея "оси" является преувеличенной. Каждый из трио имеет различные цели. Венесуэла хочет создать антиамериканский блок в Латинской Америке. России нравится идея ослабления влияния Соединенных Штатов в СНГ: ей нужен адекватный ответ на то, что она считает американским вмешательством в "привилегированные интересы" России, как сказал президент Дмитрий Медведев. Но в России поддержка Венесуэлы сдерживается ее связями с другими странами в регионе, наподобие Бразилии.
России нравится разыгрывать "иранскую карту". Но насколько мы знаем, Кремль не хочет, чтобы Иран имел ядерную бомбу.
Таким образом, общие интересы трех стран, носят в основном тактический, а не стратегический характер. То же самое относится и к Китаю, который совместно с Россией является организатором Шанхайской организации сотрудничества. Осудив действия России в Грузии, Китай не стал злорадствовать по поводу кризиса мировой экономики, а стал наоборот пытаться спасти ее, в том числе и американскую, т.к. США являются одним из его важнейших торговых партнеров.
"Дизельное" трио злорадствует по поводу кризиса Запада. Но они забывают одного его последствия: падение цен на нефть сократит их собственные доходы. Эта нежелательная особенность является причиной разногласий между ними.
25 октября 2008;
"The Economist"